Пятница, 03.05.2024, 02:48
Приветствую Вас Гость | RSS
МО учителей предметной области "Искусство" г.Выкса
Главная » Статьи » Статьи

Метод проекта на уроках музыки и МХК как современная педагогическая технология

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3

города Выксы,  Нижегородской области

 

 

 

 

            
   

 

           «Метод проекта на уроках музыки и МХК

как современная педагогическая технология»

 

 

 

 

 

 

подготовила

учитель музыки

МБОУ СОШ №3

Королева Светлана Васильевна

 

                                                        

                                                     

                                                        

                                                           г. Выкса

                                                               2013

« Задача школы состоит в том, чтобы научить детей ориентироваться в мире информации, добывать её самостоятельно, усваивать в виде знания, рационально подходить к процессу познания, т.е. научиться учиться ».

                                                                                                                                      Джон Дьюи

 

 Урок- основная форма организации учебно-воспитательного процесса. Неважно, чем придется заниматься во взрослой жизни нынешним  ученикам: лечить детей или ремонтировать машины, растить хлеб или строить дома - главное делать это творчески, с фантазией, выдумкой и любовью.

На своих уроках я стараюсь ввести детей в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всем богатстве ее форм и жанров. Уроки провожу с использованием  ИКТ.

Занятия превращаю в различные конструктивные модели получения знаний. Инновационная работа позволяет вовлечь детей в сотворчество, развивать все лучшее в классической музыке. Дети активно участвуют в музыкальных  конкурсах,  фестивалях,  концертах,  музыкально- интеллектуальных играх,  проектной деятельности.

Проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.

Учебный проект с точки зрения учащегося- это возможность делать что-то интересное самостоятельное, в группе или самому, максимально используя свои возможности;

- это деятельность, позволяющая проявлять себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат;

- это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной и учебной деятельности.

Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью и предполагает выражение учащимися своих собственных мнений, чувств, активное включение в реальную деятельность.

Зная запросы учащихся в современном мире, я и применяю в своей работе данную методику. 

Метод проекта используется мною в  разных классах на протяжении нескольких лет.

Каждый проект соотносится с определенной темой и разрабатывается в течение нескольких уроков.

Основные этапы работы методом проектов:

·         погружение в проект

  • организация деятельности
  • осуществление деятельности
  • презентация результатов

Первый этап осуществления проекта – самый короткий, но очень важный для получения ожидаемых результатов от проектной технологии.

- учитель пробуждает в учащихся интерес к теме проекта, формулирует проблему проекта;

- из проблемы проекта выделяется ряд подпроблем, её уточняющих;

- определяются цель и задачи проекта- поиск способов решения проблемы проекта.

На втором этапе организуется деятельность детей.

Если проект групповой, то необходимо организовать детей в группы, определить цели и задачи для каждой группы. Если это  необходимо, определить роль каждого члена группы. Объединение в группы учитель можно  поручить ученикам.

Если по замыслу проекта учитель определяет одного или нескольких участников группы, свобода выбора учащихся несколько меньше.

Работа контролируется учителем и все-таки, это самостоятельное дело детей.

-  по решению задач  проекта происходит планирование работы;

- знакомство с информацией по теме проекта;

- сделать собственные замеры ( исследования);

- анкетирование по данной тематике ( проблеме).

Третий этап- осуществление деятельности

После того как спланирована работа, пора действовать. Здесь учитель становится наблюдателем. Ребята все делают сами.

 

Например:

  • проведение опроса
  • обработка результатов
  • публикация в журнале, на сайтах

Когда ребятам не хватает знаний, каких-то умений, наступает благоприятный момент для подачи нового материала.  Учитель постоянно « держит руку на пульсе».

Конечный этап  презентации как одна из целей проектной деятельности.

Он необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрация результатов.

В ходе подготовки к презентации дети готовят  продукт проектной деятельности.

Это могут быть рисунки, плакаты, слайд-шоу, видеосюжеты, газета,  альманах,  костюмы, музыкальные инструменты,  макеты, сценарии и  прочее.

Для успешной работы на данном этапе презентации нужно научить учащихся сжато излагать свои мысли, логически и связно выстраивать сообщение, готовить наглядность, вырабатывать структурированную манеру изложения материала. Понадобятся приемы самоанализа и рефлексии. На этапе презентации роль учителя возрастает. Он обобщает, резюмирует, дает оценку. Важно, чтобы учебный и воспитательный эффекты были максимальными.

В основном большинство проектов выполняются в ходе итоговых уроков, когда по результатам его выполнения, учитель  оценивает усвоение учащимися определенного учебного материала.

Проекты предполагают активизацию обучающихся: они должны сами добывать новые знания, общаться с другими людьми, искать фотографии и рисунки, и даже самостоятельно монтировать музыку и записывать ее. И, наконец, обучающиеся,  имеющие  разный уровень музыкальной компетенции,  могут участвовать в проектной работе в соответствии со своими возможностями.

Например, ученик, который обладает недостаточными познаниями предмета, может прекрасно владеть  компьютером и.т.д.

Проект, который выполняют ученики, должен вызывать в них интерес, увлекать их, идти от сердца. Любое действие, выполняемое индивидуально, в группе, при поддержке учителя или других людей, дети должны самостоятельно спланировать, выполнить, проанализировать и оценить.

Опыт работы проектной методики в течение нескольких лет позволяет провести предварительный анализ и дает ответ на вопрос: «Как данная технология влияет на обучение предмету».

ü  Проектная методика дает возможность больше и глубже изучить тему.

ü  Значительно расширяет общий кругозор.

ü   Учит общению, умению самостоятельно добывать и отбирать необходимый материал.

ü   Дает возможность развития не только коллективного творчества, но и индивидуальных талантов и способностей обучающихся.

Данная технология позволяет реализовывать не только образовательные задачи, но и воспитательные. Обучающиеся могут по-новому взглянуть на себя и на реалии своей каждодневной жизни, на культуру и историю своей страны. Все это призвано способствовать максимальному развитию индивидуальных способностей и талантов каждого, формированию активной гражданской позиции обучающихся.

                                                                 Заключение


Анализируя представленный выше практический опыт, можно сделать выводы:

·         использование метода проектов в процессе обучения позволяет включить обучающихся  в реальную исследовательскую деятельность и нацелить их на получение реального результата;

·         самостоятельный выбор содержания и способов деятельности способствует развитию эмоциональной сферы личности обучающихся, ее способностей, склонностей, интересов;

·        обучающиеся открывают для себя ценность предметов искусства и языка их общения.

·        Проект–реальная возможность для саморазвития и самореализации обучающихся.

Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.

"Ребенок, испытавший радость  творчества даже в самой минимальной степени, становится другим, чем ребенок, подражающий актам других”.

                                                                      Б.Асафьев

                                                     Список литературы.

1.Бычков В.И. Метод проектов в современной школе. -  М., 2000;

2. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в   образовательном учреждении. -М.:АРКТИ, 2013;

3. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для  учителя. – М.: Просвещение,2011;

4. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005.

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                            

Категория: Статьи | Добавил: фотина5687 (23.11.2013) | Автор: Королева Светлана Васильевна E
Просмотров: 2512 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Категории раздела
Статьи [6]
Конспект уроков [0]
Сценарии [0]
Сообщения, доклады [0]
Поиск
Наш опрос
Какова ваша общая учебная нагрузка?
Всего ответов: 220
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Учительский портал
Образовательный портал портал