Пятница, 03.05.2024, 04:53
Приветствую Вас Гость | RSS
МО учителей предметной области "Искусство" г.Выкса
Главная » Статьи » Статьи

"Воспитательный потенциал искусства"статья учителя музыки и МХК Конюшковой И.Ю.

Статья учителя музыки и МХК

МБОУ СОШ №9

Конюшковой И.Ю.

тема:

«Воспитательный потенциал искусства»

 Работая учителем,  преподающим искусство вот уже 27 лет,  хотелось бы поделиться с коллегами, да и со всеми, кого волнуют проблемы воспитания нашей молодежи своим опытом работы по МХК в старших классах. Результаты в работах учащихся, в их осмыслении искусства, в нахождении и реализации себя через искусство, выражении их взгляда, позиции, мнения по той или иной проблеме. Я думаю, что статья будет интересна всем, кого волнуют проблемы воспитания учащихся искусством.



«Искусство – зеркало, отражающее того, кто в него смотрится»

О.Уайльд

О том, что искусство воспитывает, начали говорить с тех самых пор, как задумались о проблемах подрастающего поколения. Действительно, искусство, обладая мощнейшим энергетическим , эмоциональным, духовным потенциалом, воздействует на самые сокровенные мысли, чувства, пробуждает от духовного, она будоражит воображение. Только искусству по силам открыть человеку человеческое, указать ему путь к себе. Только искусство обогащает «почву» человеческой души, повышает, утончает душевную жизнь, открывает человеку новые, невидимые связи со всем миром. И поэтому, не представляя никаких гарантий, дает все-таки большие возможности различать добро и зло, искать в жизни смысл, чувствовать сопричастность и ответственность за все в мире, и с этих позиций решать все свои проблемы.

Занятия Мировой Художественной Культурой  способствуют становлению личности старшеклассника, формируют его мировоззрение, характер, а в какой-то степени и даже внешний облик, ибо соприкосновение и знакомство с шедеврами мировой культуры помогают выработать критерии красоты и нравственных приоритетов, формируют понимание цели жизни и предназначения каждого из людей, приходящих в этот мир для добра и созидания. Реформирование государства во всех сферах привело к скачку в развитии СМИ, компьютеризации, выходу в Internet, что повлекло за собой не только положительные, но и резко отрицательные последствия: разрушение жизненных идеалов, разгул террора, насилия, наркомании, СПИДа и порнографии. Цена человеческой жизни упала до нулевой отметки. И справиться с этими бедами только при помощи наказаний, даже самых жестких, нельзя.

Кардинальное решение проблемы заключается в убеждении каждого, что «не хлебом единым жив человек». Вот мы вместе с моими учениками и пытаемся развивать человеческое в Человеке !

В книге М.С. Кагана «Мир общения» очень ярко и точно сказано о художественном общении: «…Цель художника – не сообщать какие-то истины читателю, зрителю, слушателю и не пытаться поучать его, а завязывать с ним воображаемое общение и тем самым приобщить его к своим ценностям – к своим идеалам, устремлениям, нравственным принципам, политическим убеждениям, эстетическим переживаниям».

Художник распахивает перед людьми свою душу, как перед ближайшими друзьями, исповедуется перед ними, искренно и откровенно, и тем самым воспитывает. Такое нравственно-эстетико-гражданское воспитание искусством и дополняет, и углубляет, и целенаправленно расширяет опыт личности….

Сила художественного общения – воспитания зиждется на том, что великие мастера искусства и их герои достигают такой глубины и полноты самораскрытия, какая, видимо не достижима в реальном общении людей…. Значение художественного общения состоит в том, что оно делает нашими любимыми друзьями выдающихся представителей рода человеческого, особенно благородных и человечных.

Многим ли людям удалось в реальной жизни встречать собеседников и обретать близких друзей, подобных Леонардо и Джоконде, Гете и его Фаусту, Роллану и Жану – Кристофу, Рафаэлю и Сикстинской Мадонне. Общение с ними, пусть иллюзорное, способно сыграть в жизни человека большую подчас роль, чем общение с реальными людьми….»

Изучая в Х классе Культуру Античности, я на одном из дополнительных занятий познакомила ребят с Синквейнами (небольшими пятистрочными греческими миниатюрами, в которых выражен огромный, порой, философский смысл).

После обсуждения этих стихов ребята, сами попытались сочинить синквейны на разные, актуальные, волнующие их темы. Получилась целая брошюра, которую напечатали, иллюстрировав с большой любовью сами же учащиеся.


 

Е.А. Маймин в своей книге «Искусство мыслит образами» пишет: «Открытия, которые мы делаем с помощью искусства не только живые и впечатляющие, но и добрые открытия. Знание действительности, проходящее через искусство, есть знание, согретое человеческим чувством, сочувствием. Это свойство искусства и делает его общественным явлением неизмеримого нравственного значения».

Говоря в ХI классе об импрессионизме в разных видах искусства каждый учащийся выбрал «свою», созвучную его душе картину и попытался ее «почувствовать, погрузиться» в неё. Вот одна из работ, которую написала ученица 11 класса «А» Загородняя Елена

Картина К.Писсаро «Оперный проезд в Париже»

Есть   полотна, которые притягивают к себе, заставляют надолго остановиться около них, задуматься сначала о картине, об авторе, а потом о чем-то о своем...

Такую картину я видела летом в музее изобразительных искусств им. Пушкина в Москве. Зал импрессионистов, приглушенный свет, тишина...в такой обстановке теряется ощущение реальности и кажется, что за стенами музея не жаркий летний день, а дождь, зонтики, вереница экипажей, мокрая мостовая - все, что изображено на этом полотне. В серебристом тумане тает глубина улицы, а за ней - невидимый, огромный Париж. Мокрая серая каменная парижская мостовая отсвечивает множеством самых различных полутонов - желтых, розовых, зеленоватых. В "Оперном проезде в Париже" изображен влажный, мглистый зимний день, даль скрыта туманом, на мокрой мостовой дрожит желтоватый полусвет, отражающий мутные тени человеческих фигур и фиакров.

Картина идеальна композиционным равновесием. Тяжелая громада домов слева уравновешена чуть сдвинутой вниз чашей фонтана в правой стороне картины. Мгновенное впечатление от потока людей и экипажей не мешает ощущению спокойной устойчивости. Художник усиливает разворот пространства в глубину, чтобы достичь этим своеобразной перспективной напряженности. Мастер сумел уловить магию, присущую великому городу, тонкую гармонию цветовых соотношений в окраске зданий, изысканную графику жалюзи и балконных решеток

Автор этого полотна - французский художник импрессионист Писсарро Камиль Жакоб признанный «старейшина» импрессионистов, пользовавшийся среди них особым авторитетом. Он родился 10 июля1830, о-в Сент-Томас в семье преуспевающего коммерсанта, французского еврея. Увлекся искусством и, вопреки желанию отца (надеявшегося, что он продолжит семейный бизнес), уехал в Венесуэлу, где в 1852-55 занимался живописью под руководством датского художника Ф. Мельби. В 1855 Писсарро приехал в Париж; учился там в Школе изящных искусств.

Летом 1870 года разразилась франко-прусская война. Французская армия терпела одно поражение за другим. Камилл Писсарро, который жил, неподалеку от Парижа, вынужден был, оставив все свои картины, поспешно уехать, оставив полотна. Из пятисот холстов уцелело всего около сорока, плоды напряженного 17-летнего труда погибли.

Излюбленным жанром Писсаро всегда был пейзаж, но в 1890-е гг. Писсаро все больше увлекают урбанистические мотивы, и ему блестяще удается воспроизвести духовную атмосферу городской жизни («Оперный проезд в Париже», 1898; «Площадь Французского театра в Париже», и др)

В поисках новых точек зрения художник переезжает на улицу Риволи в отель «Лувр» и пишет там картину «Оперный проезд в Париже».

Серое небо, серые дома, серые мостовые — художник должен быть поэтом и очень любить свой город, чтобы сквозь унылую пелену дождя увидеть, как он прекрасен!

 

Учащиеся взрослеют, заканчивают школу, поступают в ВУЗы и нередко кажется, что впечатления от искусства пропадают в нас неосвоенные: посмотрел фильм, что-то поразило, заставило переживать, но ЧТО? ЧТО?

Часто впечатления стираются, забываются. Общение с искусством – труд души. Мы на наших уроках стараемся не забыть, не потерять, а накопить впечатления от искусства, потому, что они создают тот особый вид энергии, которая наделяет нас глубинным зрением: мы лучше видим вдаль и лучше то, что совсем рядом.

Г.Козинцев сказал: «Подлинное горе – это не отсутствие денег, славы, успеха, но отсутствие чувств. Выработка чувств, развитие восприимчивости, сила отдачи, а, следовательно, и счастье от этой отдачи – дело всей жизни». В этом деле наш помощник – искусство. Помочь ребятам наблюдать художественную жизнь, анализировать наиболее значительные ее факты, мы стараемся осмыслить, пережить и освоить впечатления, которые дарит нам сегодня ИСКУССТВО!

 


Список использованной литературы:

1.                          Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. М., «Детская литература», 1989г

2.                          Исмаилова Н. Этюды об искусстве, М., «Известия» 1989 г

3.                          Пешикова Л.В. Методика преподавания МХК в школе М., «Владос», 2005 г

4.                          Картавцева М.И., Чернышова И.С. Уроки МХК Х класс. ТЦ «Учитель», Воронеж, 2003 г

5.                          Журнал «Искусство в школе» № 6, 2001 г

6.                          Журнал «Искусство в школе» №1, 2009 г

 

 

 

 

Категория: Статьи | Добавил: Ика (27.07.2013)
Просмотров: 1171 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Категории раздела
Статьи [6]
Конспект уроков [0]
Сценарии [0]
Сообщения, доклады [0]
Поиск
Наш опрос
Какова ваша общая учебная нагрузка?
Всего ответов: 220
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Учительский портал
Образовательный портал портал