Пятница, 03.05.2024, 02:09
Приветствую Вас Гость | RSS
МО учителей предметной области "Искусство" г.Выкса
Главная » Статьи » Статьи

«Возможности Интернета для образовательного процесса на уроках музыки»

Статья: «Возможности Интернета для образовательного процесса на уроках музыки»        

Учитель музыки: Оропай С.В.

Я думаю, что мы уже не можем представить сейчас свою жизнь без радио, телевидения, телефонов, видео- и аудиотехники, а также без компьютерных технологий. Это обусловлено тем, что общество не представляет свою жизнь без ежедневного обновления информации. Оно, так или иначе, стремится к развитию, а так же требует право выбора источника информации.

          В современных школах создаются достаточные условия для того, чтобы учитель овладел компьютерными   программами,  технологиями. В настоящее время возникла необходимость организации процесса обучения на основе современных информационно-коммуникационных технологий, где в качестве источников информации всё шире используются электронные средства, в первую очередь, глобальные телекоммуникационные сети Интернет.          Важным средством в достижении эффективного  результата, как музыканта, в своей педагогической деятельности вижу использование возможностей  ИКТ. 

   Приобщение современного школьника к вопросам искусства в XXI веке происходит в условиях чрезвычайно насыщенного информационного поля. Восприятие ребенка меняется, он живет в мире технологических символов и знаков, в мире электронной культуры. Компьютерное пространство значительно расширяет поле активности школьников .

Компьютерные технологии, это не только всевозможные обучающие, энциклопедические или игровые программы, это и мультимедийные презентации, компьютерные тесты, видео, а так же возможность пользования Интернет ресурсами.

Конечно же, компьютерные технологии – это не основа обучения, а скорее увлекательное дополнение. Ведь эти технологии никогда не заменят живое общение с учителем на уроке, посещение концерта, выставки. Не заменят и пение под аккомпанемент,  исполнение хороводов, или игру на детских музыкальных инструментах на уроках музыки.

Музыка – это предмет, позволяющий ребенку наиболее полно узнать окружающий мир, разобраться в связующих элементах,  научиться определять свое место в этом мире.

Зачастую информация, которая предлагается вниманию учащихся, носит познавательный характер, представляет определенный интерес.

Но это с точки зрения взрослого человека,  а интересно ли детям на таких уроках? Что ценного выносят они из общения с нами – взрослыми? К сожалению, чаще всего мы обнаруживаем безразличное отношение, отсутствие интереса.

         Как же сделать урок ярким, интересным, запоминающимся, развивающим и активизирующим познавательную деятельность ученика?

        Внедрение ИКТ на уроке помогает расширить кругозор учащихся, побудить детей самостоятельно добывать информацию, сформировать интерес к предмету, делая обучение ярким, запоминающимся, интересным. ИКТ предоставляет широчайшие возможности для успешного совместного творчества учителя и учеников, что, безусловно, лишь положительно влияет на эмоциональную атмосферу в классе, сделает творческий процесс увлекательным, эффективным, обеспечит оптимальное музыкальное развитие учащихся. Учебным планом предусмотрен лишь один урок музыки в неделю, что недостаточно для формирования разносторонне развитой гармоничной личности. В связи с этим возникает проблема увеличения интенсивности урока, его насыщенности. Одним из способов решения этой задачи могут стать современные информационные технологии.

       Многие учителя отмечают широкие потенциальные возможности электронных учебных материалов, благодаря которым успешно решаются следующие дидактические задачи:

- предъявление учебной информации;

- информационно-справочное обеспечение всех видов занятий;

- моделирование и демонстрация изучаемых объектов, явлений и процессов;

 - поддержка различных активных форм занятий;

- тренаж навыков и умений различного характера;

- контроль и оценка знаний учащихся.

     Информация, представленная на компьютерных дисках, позволяет проводить виртуальные экскурсии по музею музыкальных инструментов, путешествовать по странам и эпохам, знакомясь с образцами музыкального искусства, с лучшими исполнителями мира, с разнообразными стилями и направлениями в музыкальном искусстве.

Интернет-ресурсы в музыкальном образовании.

В связи с модернизацией российского образования и существованием национального проекта в области образования, практически в каждой школе есть возможность использования Интернет-ресурсов как учащимися так и педагогами.

Новые возможности, которые открыл Интернет, позволяют учителю быть в курсе, прежде всего, музыкальных новостей («из первых рук»), общаться с коллегами по электронной почте, участвовать в различных Интернет-семинарах и форумах, т.е. идти в ногу со временем.

Интернет-ресурсы, доступные любому ученику, расширяют кругозор, обостряют интерес к обучению. Это даёт возможность знакомства с культурой и искусством различных народов, с важнейшими событиями культурной жизни всего земного шара, уникальную возможность соприкоснуться с шедеврами мирового музыкального искусства, различных музеев (Эрмитаж, Лувр и пр.), которые содержат цифровые коллекции, позволяющие увидеть и разглядеть подробно шедевры живописи, прикладного искусства, музыкальных инструментов.

При подготовке к урокам мною используются материалы сайтов, посвящённых современной музыке, современным композиторам, именно из Интернета на сайтах различных сообществ узнаю о новинках в мире музыки, в частности о новых музыкальных программах.

Многие сайты содержат «минусовки», использование которых эффективно при проведении уроков музыки и во внеклассной работе. Много интересной и полезной информации можно найти на общероссийском образовательном портале. Огромный интерес для учителя музыки представляет Интернет-фестиваль «Открытый урок», где много статей и разработок уроков, посвящённых музыкальной педагогике.

В проектной деятельности учащиеся также активно пользуются Интернет-ресурсами, что выводит обучение на качественно новый уровень.

Энциклопедии. Такие CD-ROM-программы в основном написаны как базы данных и предназначены для индивидуальной работы ученика с компьютером.

энциклопедии на CD «Класическая музыка»

Она иллюстрирует учебный материал по творчеству 63 композиторов и имеет в своем арсенале 320 музыкальных произведений, многие из которых представлены на видео, в исполнении лучших музыкантов мира. Этот материал энциклопедии можно использовать на разных этапах изучения темы: “Композиторы разных стран мира”, “Театр”, “Музыкальные инструменты” и др., которые изучаются не только на уроках музыки, но на уроках иностранного языка. При этом одни ученики знакомятся с творчеством композитора, в то время как другие готовят материал из его биографии, третьи изучают отдельный музыкальный материал этого автора и анализируют его по жанрам.

Перед учениками ставятся такие задачи: подготовить сообщения об изученном материале данной темы, найти музыкальный материал и т.п. Такая работа с компьютером включает несколько этапов: анализ материала; эти сведения дополняются слушанием музыкальных фрагментов, углублением в историю создания этих произведений.

Энциклопедические компьютерные программы могут быть использованы на таких типах уроков:

  • объяснение нового материала (вступительных уроках);
  • формирование и усвоение умений и навыков;
  • обобщающих;
  • повторение и закрепление знаний.

Структура таких уроков будет зависеть от поставленной учителем цели, полученной информации о результатах усвоения материала, методах и приемах обучения, использованных на уроке, уровня подготовки и развития учеников, а также места компьютерных программ в изучении темы.

Мультимедиа-энциклопедия «Соната»

    Организация материала аналогична традиционным энциклопедиям: репродукции, фонограммы, фотографии выстроены по алфавитному и жанровому принципам, снабжены системой гиперссылок

Разделы «Сонаты» кроме исходных информационных источников, содержит инструменты для выполнения творческих заданий, основанных на собранном в энциклопедию материале. Таким образом, основным способом использования может стать не демонстрация ресурсов на уроке, а индивидуальная работа учащихся с материалом, дополняющим традиционные учебники и хрестоматии.

   Обучающе - развивающая викторина «Сонаты» - вопрос и верный ответ

  Обучающе- развивающая викторина «Сонаты» - вопрос и комментарий на неверный ответ

   Материал энциклопедии предназначен для регулярного использования заложенной информации с целью обеспечения современного эстетического образования энциклопедическими и методическими материалами, сценариями уроков, теоретическими и практическими заданиями, сведениями по истории художественной культуры, музыкального искусства и исполнительства, информацией из области современных технологий гуманитарно-эстетического образования и культуры.

      На сегодняшний день немало школ изучает, как можно лучше всего использовать Интернет для себя, а современный учитель старается найти тот материал, который понадобится для него и предоставит широчайшую информацию школьникам о его предмете.

Получение и обработка через Интернет разнообразной музыкальной информации становится новым направлением в развитии познавательного интереса учеников к музыке, а также одной из форм изучения мирового музыкального искусства. Он содержит в себе прочтение текстов, статей, художественных произведений, прослушивание радиопрограмм и музыкальных фрагментов, анализ и получение широкой информации из всего мира по вопросам музыкального искусства. И все это осуществляется через сеть Интернет .

    Таким образом, можно сделать вывод, что сеть Интернет может применяться и в школьном музыкальном обучении для:

  • получения доступа к современным оригинальным учебным материалам;
  • значительного усиления индивидуализации обучения;
  • обеспечение информационной деятельности преподавателя и учеников;
  • развития музыкального интереса школьников.

Учитывая перспективы дистанционного обучения, а именно электронной почты и сети Интернет, можно ожидать, что эта форма музыкального обучения станет одной из наиболее распространенных в XXI ст., помогая ученикам развивать свой интерес в области музыкального искусства. Также сеть Интернет дает реальную возможность расширить дидактический потенциал учебного процесса и повысить эффективность обучение музыки.

Таким образом, информационные технологии являются тем инструментом, который позволяет педагогам качественно изменить методы и организационные формы своей работы, полнее сохранять и развивать индивидуальные способности учеников, усилить междисциплинарные связи в обучении, осуществлять постоянное динамическое обновление организации учебного процесса.

Список литературы

1.Труды II Международного конгресса ЮНЕСКО. Информатика и образование. Политика в области образования и новые технологии. В 4 т.-УДК 378 007. Произ-но изд-е перед. «Глобус»: - М. - 1997.

2. Штепа В. Компьютерные обучающие программы на уроках музыки в 5-7 классах //Компьютер в школе и семье. - К., 1999.- № 3.- С. 33-37.

3. Интернет и музыкальное образование школьников //Искусство и образование.-К.,-2000.-№1.-С.45-50

Музыкальные сайты

1. http://www.belcanto.ru/index.html

Оперный портал Belcanto.Ru! Вашему вниманию предлагаются:

- новости оперной жизни в России и за рубежом;

- сведения о лучших произведениях жанра (сюжеты, комментарии-эссе); - информация об оперных театрах, фестивалях;

 - биографии и творческие портреты певцов, дирижѐров, композиторов;

- книги, статьи, освещающие различные аспекты оперного искусства;

- записи великих классических произведений в формате mp3;

- каталог ссылок на оперные ресурсы интернета. Вы можете присоединиться к дискуссиям на оперном форуме или прислать свой материал для опубликования на сайте.

2. http://www.classic-music.ru/index.html Вашему вниманию предлагаются:

- биографии и творческие портреты композиторов и исполнителей классической музыки;

- крупнейшая в Рунете коллекция записей классической музыки в формате mp3. На сегодняшний день в свободном доступе находятся 1215 mp3-файлов; - все фонограммы из собраний частных коллекционеров виниловых дисков Москвы, исполненные до 1971 года;

- Словарь музыкальных терминов и инструментов;

- Cсылки на сайты о классической музыке.

3. http://www.fedorov.ws/index.html Сайт, посвящѐнный итальянской опере! Вашему вниманию предлагаются:

- сведения о лучших произведениях жанра (сюжеты, комментарии-эссе);

- информация об оперных театрах, фестивалях;

- биографии и творческие портреты певцов, дирижѐров, композиторов;

- ссылки на страницы, содержащие записи в mp3;

- каталог ссылок на оперные ресурсы интернета.

4.http://www.posternazakaz.ru/shop/category/180/82/?orderby=views Фото известных композиторов, портеры композиторов.

5.http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=16678&tmpl=com Цель сообщества - наладить сетевое взаимодействие и обмен опытом учителей музыки, педагогов дополнительного образования, создать методическую копилку цифровых образовательных ресурсов по предмету. 6.http://www.sonata-etc.ru/main.html Электронная мультимедиа энциклопедия «Соната. Мировая культура в зеркале музыкального искусства»

7.http://www.booklinks.ru/index.php?newsid=9236 -энциклопедии на CD «Класическая музыка»

8.http://s-f-k.forum2x2.ru/f4-forum песни для детей

9.http://anima.at.ua/blog песни из м/ф

10.Сетевые сообщества учителей:

 http://pedsovet.org/

http://sozvezdieoriona.ru/

http://pedsovet.su/

 

 

Категория: Статьи | Добавил: света111 (11.06.2020)
Просмотров: 155 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Категории раздела
Статьи [6]
Конспект уроков [0]
Сценарии [0]
Сообщения, доклады [0]
Поиск
Наш опрос
Какова ваша общая учебная нагрузка?
Всего ответов: 220
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Учительский портал
Образовательный портал портал