Главная » Новости образования » Новости |
15.05.2013, 01:04 | |
Завершается учебный год. И
уже почти год у руля Минобрнауки РФ Дмитрий Ливанов. На пост министра он был
назначен 21 мая 2012 года.
В августе прошлого года новый министр образования и науки побывал в Хабаровске, где на педсовете пообещал на федеральном уровне серьезно заняться снижением бюрократической нагрузки на российские школы и учителей – с помощью современных информационных технологий и путем сокращения дублирования избыточной отчетности. "Все люди, которые работают в школах, испытывают чрезмерную и очень часто необоснованную необходимость заполнения различного рода отчетов", - сказал тогда министр. И отметил, что по данным анализа работы школ в разных регионах выяснилось, что каждая из них в месяц заполняет до 50 отчетов в адрес самых разных учреждений и организаций, которые не имеют отношения к образованию! "Мы хотим навести порядок. Безусловно, отчетность нужна, но она должна быть достаточной и необходимой", - заключил Дмитрий Ливанов. Стало ли меньше той самой бюрократической нагрузки спустя почти год после обещания министра? С этим вопросом мы и отправились в школы. Разговаривать с нашим корреспондентом на эту тему директора и педагоги соглашались только на условиях анонимности. За откровенность сейчас вполне можно поплатиться директорским креслом. Тем более что поводов для радости в школах, увы, нет. Вопреки обещаниям министра легче жить и работать не стало. Школы по-прежнему тонут в бюрократическом омуте.
Как рассказала директор одной
петербургской школы, отчетность как таковая никуда не делась, просто она
спряталась за другими словами: Еще большая проблема –
полное отсутствие документального взаимооборота в отделах образования. Такое
впечатление, что в ведомственном комитете между соседними кабинетами не
существует взаимосвязи! У каждого специалиста свой мирок, своя база данных.
Например, у одного табличка в компьютере оформлена по вертикали, а в соседнем
кабинете все то же самое, но по горизонтали. И каждый требует сведения для
себя! Но почему один специалист не может воспользоваться данными своего коллеги
из соседнего кабинета, минуя школу. Да, он может отвечать за другое
направление, но у него есть сведения из первых двух столбиков его таблицы,
которые подходят его соседу по кабинету. И наоборот. Почему нам нужно заново
сдавать таблицу?! Облегчить положение сейчас можно только одним способом - придумать разные
унифицированные формы, чтобы в школах просто вносили в них данные, обмениваясь по
локальной внутри-школьной сети и отправляя потом документ «наверх». В своей
школе мы и стараемся так делать, но официально таких форм облегчения жизни
учителей не существует! Здесь все зависит от руководителя. - Мне кажется, сегодняшняя ситуация обусловлена тем, что у нас подводят итоги по документам. Это происходит не только в сфере образования. Посмотрите, как сегодня принимают на работу? По резюме. Хорошее резюме, значит, есть шанс. А на человека никто не смотрит, никто не общается напрямую. Это тенденция нашего времени - об учреждении, о человеке судить по документам. Красиво и качественно составил бумажки - стал победителем проекта «Образование». Сегодня главное умение – грамотно составить документы. Практическая направленность мало кого интересует. Сегодняшние отчеты – своеобразный ЕГЭ для взрослых. Поставил галочки, где нужно, оформил правильно и интригующе портфолио - и ты уже заслуженный человек, профессионал. И не суть, что пока собирал бумажки, просмотрел своих учеников! За бумажками ведь не видно. Как и не видно самого учителя. И возникает вопрос, если отчетность растет с целью объять необъятное, увидеть систему в масштабе, в срезах и разрезах, то будет ли информация объективной, если главное за ней все равно не просматривается? Ну не судить же в самом деле о воспитательной работе по отчетам о воспитательной работе? Или о здоровье детей по отчетам о пропущенных уроках физкультуры? Спрашивается, тогда зачем это нужно? И тут, как говорят в Одессе, вы будете смеяться, но есть подозрение, что на ключевой вопрос «Зачем?», есть вполне логичный ответ - «Для отчета». "Дети в школе лишние" На учительских порталах и форумах об уменьшении отчетности тоже не слышно. Вот лишь несколько сообщений: «В последнее время
кажется, что дети в школе лишние. Пора уже проводить мониторинги количества
заполняемых отчетов и планов. В школе я работаю заместителем директора и
курирую воспитательную работу. Если проанализировать количество рекомендуемых
нам обязательных акций, мероприятий, на каждое из которых мы составляем планы и
пишем отчеты, то в день должно проводиться не по одному мероприятию. О каком
качестве образования может идти речь?! Мы утонули в бумажках, именно в
бумажках, так как юриста и грамотного делопроизводителя в школах не
предусмотрено. Мы и делопроизводители, и юристы, и бухгалтеры». Впрочем, в
ответ на учительские стенания на конференциях и форумах часто можно услышать
торжествующее чиновничье: «Какие такие отчеты? Пойдите, найдите в засылаемых
документах слово «отчет». Его нет. А на нет и бюрократии нет!» «Так надеялась, что отчетность сократится, но надежда рухнула. Если посмотреть мониторинг «Наша новая школа», то он состоит из одних отчетов. Мы должны регулярно отчитываться раз в месяц на одну тему, раз в две недели на другую». «Детьми в школе теперь заниматься некогда. Каждый день объявления: сдать… собрать… переслать… заполнить! Одни только пропуски занятий оформляются и в классном журнале, и в электронном, и в специальной папке социального педагога, которого тоже проверяют». …Что ж, говорят, обещанного три года ждут. Один учебный год после обещания министра Ливанова уже прошел. Осталось еще два? Фото Ольги Максимович | |
Всего комментариев: 0 | |