Главная » Статьи » Статьи |
Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа №3 города
Выксы, Нижегородской области
«Метод проекта на уроках музыки и МХК как
современная педагогическая технология»
подготовила учитель музыки МБОУ СОШ №3 Королева
Светлана Васильевна
г. Выкса
2013 « Задача школы состоит
в том, чтобы научить детей ориентироваться в мире информации, добывать её
самостоятельно, усваивать в виде знания, рационально подходить к процессу
познания, т.е. научиться учиться ».
Джон Дьюи Урок- основная форма
организации учебно-воспитательного процесса. Неважно, чем придется заниматься во взрослой жизни
нынешним ученикам: лечить детей или ремонтировать машины, растить хлеб
или строить дома - главное делать это творчески, с фантазией, выдумкой и
любовью. На своих уроках я стараюсь ввести детей в мир большого музыкального
искусства, научить их любить и понимать музыку во всем богатстве ее форм и
жанров. Уроки провожу с использованием ИКТ. Занятия превращаю в различные конструктивные модели получения
знаний. Инновационная работа позволяет вовлечь детей в сотворчество, развивать
все лучшее в классической музыке. Дети активно участвуют в музыкальных
конкурсах, фестивалях, концертах, музыкально- интеллектуальных играх, проектной деятельности. Проект - это специально организованный
учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий,
завершающихся созданием творческого продукта. Учебный проект с точки зрения учащегося- это возможность
делать что-то интересное самостоятельное, в группе или самому, максимально
используя свои возможности; - это деятельность, позволяющая проявлять себя, попробовать свои силы,
приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый
результат; - это деятельность, направленная на решение интересной проблемы,
сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой
деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер,
имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для
самих открывателей. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, школьники учатся
самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной и учебной
деятельности. Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью и
предполагает выражение учащимися своих собственных мнений, чувств, активное
включение в реальную деятельность. Зная запросы учащихся в современном мире, я и применяю в своей работе
данную методику. Метод проекта используется мною в разных классах на протяжении нескольких лет. Каждый проект соотносится с определенной темой и разрабатывается в течение
нескольких уроков. Основные этапы работы методом проектов: ·
погружение в проект
Первый
этап осуществления проекта – самый короткий, но очень важный для получения
ожидаемых результатов от проектной технологии. -
учитель пробуждает в учащихся интерес к теме проекта, формулирует проблему
проекта; -
из проблемы проекта выделяется ряд подпроблем, её уточняющих; -
определяются цель и задачи проекта-
поиск способов решения проблемы проекта. На
втором этапе организуется деятельность детей. Если
проект групповой, то необходимо организовать детей в группы, определить цели и
задачи для каждой группы. Если это
необходимо, определить роль
каждого члена группы. Объединение в группы учитель можно поручить ученикам. Если
по замыслу проекта учитель определяет одного или нескольких участников группы,
свобода выбора учащихся несколько меньше. Работа
контролируется учителем и все-таки, это самостоятельное дело детей. - по решению задач проекта происходит планирование работы; -
знакомство с информацией по теме проекта; -
сделать собственные замеры ( исследования); -
анкетирование по данной тематике ( проблеме). Третий
этап- осуществление деятельности После
того как спланирована работа, пора действовать. Здесь учитель становится
наблюдателем. Ребята все делают сами.
Например:
Когда
ребятам не хватает знаний, каких-то умений, наступает благоприятный момент для
подачи нового материала. Учитель
постоянно « держит руку на пульсе». Конечный этап презентации как одна из целей проектной
деятельности. Он необходим для завершения работы, для анализа
проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрация результатов. В ходе подготовки к презентации дети готовят продукт проектной деятельности. Это могут быть рисунки, плакаты, слайд-шоу,
видеосюжеты, газета, альманах, костюмы, музыкальные инструменты, макеты, сценарии и прочее. Для успешной работы на данном этапе презентации
нужно научить учащихся сжато излагать свои мысли, логически и связно
выстраивать сообщение, готовить наглядность, вырабатывать структурированную
манеру изложения материала. Понадобятся приемы самоанализа и рефлексии. На
этапе презентации роль учителя возрастает. Он обобщает, резюмирует, дает
оценку. Важно, чтобы учебный и воспитательный эффекты были максимальными. В основном большинство проектов выполняются в ходе итоговых уроков, когда
по результатам его выполнения, учитель
оценивает усвоение учащимися определенного учебного материала. Проекты
предполагают активизацию обучающихся: они должны сами добывать новые знания,
общаться с другими людьми, искать фотографии и рисунки, и даже самостоятельно
монтировать музыку и записывать ее. И, наконец, обучающиеся, имеющие
разный уровень музыкальной компетенции,
могут участвовать в проектной работе в соответствии со своими
возможностями. Например,
ученик, который обладает недостаточными познаниями предмета, может прекрасно
владеть компьютером и.т.д. Проект,
который выполняют ученики, должен вызывать в них интерес, увлекать их, идти от
сердца. Любое действие, выполняемое индивидуально, в группе, при поддержке
учителя или других людей, дети должны самостоятельно спланировать, выполнить,
проанализировать и оценить. Опыт
работы проектной методики в течение нескольких лет позволяет провести
предварительный анализ и дает ответ на вопрос: «Как данная технология влияет на
обучение предмету». ü Проектная
методика дает возможность больше и глубже изучить тему. ü Значительно
расширяет общий кругозор. ü Учит общению, умению самостоятельно добывать и
отбирать необходимый материал. ü Дает возможность развития не только
коллективного творчества, но и индивидуальных талантов и способностей
обучающихся. Данная технология позволяет реализовывать не только образовательные
задачи, но и воспитательные. Обучающиеся могут по-новому взглянуть на себя и на
реалии своей каждодневной жизни, на культуру и историю своей страны. Все это
призвано способствовать максимальному развитию индивидуальных способностей и
талантов каждого, формированию активной гражданской позиции обучающихся.
Анализируя представленный выше практический опыт, можно сделать выводы: ·
использование
метода проектов в процессе обучения позволяет включить обучающихся в реальную исследовательскую деятельность и
нацелить их на получение реального результата; ·
самостоятельный выбор содержания и способов
деятельности способствует развитию эмоциональной сферы личности обучающихся, ее
способностей, склонностей, интересов; ·
обучающиеся открывают для себя ценность
предметов искусства и языка их
общения. ·
Проект–реальная возможность для
саморазвития и самореализации обучающихся. Если ученик сумеет справиться с работой над учебным
проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более
приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в
разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е.
адаптироваться к меняющимся условиям. "Ребенок, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени,
становится другим, чем ребенок, подражающий актам других”. Б.Асафьев
Список литературы. 1.Бычков
В.И. Метод проектов в современной школе. -
М., 2000; 2.
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в
образовательном учреждении. -М.:АРКТИ, 2013; 3.
Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. –
М.: Просвещение,2011; 4.
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005. | |
Просмотров: 2513 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |