Главная » Статьи » Статьи |
Конюшкова Ирина Юрьевна МБОУ СОШ № 9 г. Выкса Нижегородской обл. Учитель музыки и МХК
Системный подход в развитии образного мышления на уроках музыки
Проблемы музыкального мышления в последние десятилетия
стали предметом разнообразных исследований. Их авторы – психологи, философы,
эстетики, музыковеды рассматривают художественные процессы как особый вид
интеллектуальной деятельности, близкий мышлению, но протекающей в иных формах и
по другим законам. Мысль – фактор умственной активности – у
музыкантов часто приобретает ту или иную эмоциональную окраску, а в движении
мыслей обнаруживаются особые логические связи. Поэтому в музыке образуется
интонационно- оформленная эмоция-мысль, которая даёт толчок образному мышлению
– слежению за процессом становления и развития музыкального образа. В. Г.
Белинский считал искусство "мышлением в образах”, подчёркивая единство чувства
(образа) и мысли (логики) в передаче художественного содержания. Для целостного развития личности
ребенка требуется обращение к его образно-эмоциональной сфере сознания. Образное мышление носит как непроизвольный, так и
произвольный характер. Приемом непроизвольного являются: сновидения, грезы.
Произвольные широко представлены в
творческой деятельности человека. С помощью образного мышления более полно воссоздается все
многообразие различных фактических характеристик предмета. В образе может быть
зафиксировано одновременное видение предмета с нескольких точек зрения. Очень
важная особенность образного мышления -
установление непривычных, «невероятных» сочетаний предметов и их
свойств. Особая форма воображения - мечта. Образное мышление
является не только генетически ранним этапом в развитии по отношению к
словесно-логическому мышлению, но и составляет у взрослого человека
самостоятельный вид мышления, получая особое развитие в техническом и
художественном творчестве. Какие же существуют приемы для развития
художественно-образного мышления? Период младшего школьного возраста является сензитивным для развития музыкального
мышления. В это время маленькие школьники стремятся удовлетворить свою
повышенную потребность в творчестве. Именно эти особенности школьников помогают вовлечь их в творческую
деятельность. Учащиеся младшего школьного возраста
еще не всегда способны воспринимать
музыку адекватно, а тем более адекватно откликаться
на выразительность отдельных музыкальных элементов. Поэтому, на начальном
этапе развития мышления, перед очередным прослушиванием или
просмотром конкретного произведения
искусства, я даю учащимся опору в ясном и доступном слове (взятом из художественного
или поэтического текста), в котором заложен определенный
образ, схожий с образом последующего
произведения искусства. Наиболее эффективное решение этой
проблемы связано с опорой на принцип образно-игрового вхождения в музыку. Он
заключается в создании ситуаций, требующих от детей перевоплощения, работы
фантазии. Благодаря такой основе, мышление младшего школьника
получает своего рода стимул к действию. Учащиеся младших классов, (особенно в начальной стадии развития музыкального мышления), лучше воспринимают музыку
с текстом (песни) или программную музыку,
которая ставит своей целью вызвать в сознании слушателя определенные
картины и события, Произведения П.И. Чайковского,С.С.Прокофьева,Н.А.Римского-Корсакова,М.П.Мусоргского,С.С.Рахманинова
становятся любимыми. Что же помогает мне в работе? Прежде всего система вопросов и заданий, помогающих раскрывать детям
образное содержание музыкального искусства. Они представлют собой диалог и рождают у детей варианты творческих
прочтений музыкальных сочинений. Вопрос на уроке музыки существует не только и
не столько в словесной форме, сколько в жестах, в собственном исполнении учителя,
в возможности «заразить», заинтриговать. Вопрос может выражаться и через
сопоставление музыкальных произведений между собой и через сопоставление
музыкальных произведений с произведениями других видов искусства. Важна
направленность вопроса: нужно, чтобы он заострял внимание ребенка не на вычленение
отдельных средств выразительности (громко, тихо, медленно, быстро), а обращал
бы его, к его осознаваемым и неосознаваемым чувствам, мыслям, реакциям,
впечатлениям, рождающимся в его душе под
воздействием музыки. Возможны такие вопросы: Помните ли вы свои впечатления, полученные от этой музыки на прошлом уроке? Что важнее в песне музыка или слова? А в человеке, что важнее ум или сердце? Каким ты себя чувствовал, когда звучала эта музыка? Где бы она могла звучать в жизни, с кем бы ты хотел ее слушать? Что переживал композитор, когда писал эту музыку? Какие чувства он хотел
передать? Звучала ли у вас в душе подобная музыка? Когда? Какие события в своей жизни вы могли бы связать с этой музыкой? Важно не только задавать детям вопросы, но и услышать ответы, часто
оригинальные, нестереотипные, а это очень важно и ценно. Часто ребята дают противоречивые, недосказанные ответы,
но зато в них уже сквозит индивидуальность, личностная окрашенность - это я и
пытаюсь услышать. Следующий педагогический прием связан с организацией
музыкальной деятельности детей на уроке, как полифонического процесса.
Необходимо создать условия для прочтения каждым ребенком одного и того же
музыкального образа в одном и то же время, исходя из своего индивидуального
видения, слышания, чувствования звучащей музыки. В одном ребенке она вызывает
двигательный отклик, и он выражает свое состояние в пластике руки, тела, в
каком-либо танцевальном движении; другой выражает свое понимание образов музыки
в рисунке, в цвете, в линии; третий подпевает, подыгрывает на музыкальном
инструменте, импровизирует; а еще кто-то «ничего не делает», а просто
задумчиво, внимательно слушает (а - это, может быть и является самой серьезной
творческой деятельностью). Важно сохранить это разнообразие творческих проявлений,
поощрить это разнообразие. Свой результат я вижу не в том, чтобы все дети
одинаково чувствовали, слышали, исполняли музыку, а в том, чтобы восприятие
музыки детьми на уроке приобретало вид
художественной «партитуры», в которой ребенок имеет свой голос,
индивидуальный, неповторимый, вносит в нее свое уникальное оригинальное видение
музыки. Познание музыкального искусства мы на наших уроках строим через
моделирование творческого процесса. Дети ставятся как бы в позицию автора
(поэта, композитора), пытаясь создать для себя и других произведения искусства.
Происходит музыкально-смысловой диалог, когда, идя от смысла к смыслу,
прослеживая развитие образности произведения, дети как бы сами «находят» нужные
интонации, которые наиболее ярко могут выразить музыкальную мысль. Для
художественно-образного развития гораздо ценнее прийти к произведению как
результату собственного творчества. Тогда все образное содержание музыки,
вся организация и последовательность
музыкальной ткани становятся «прожитыми», отобранными самими детьми. Таким образом, в рамках гуманистической парадигмы учение должно быть не
только умственным, но и эмоциональным процессом. В то время как на практике
образно-эмоциональные методы обучения в педагогическом процессе представлены
недостаточно, хаотично, фрагментарно, бессистемно, без опоры на научные основы.
А ведь именно занятия музыкой открывают
невиданные границы в развитии мыслительных способностей детей и порождают
новые, никому не известные до этого образы.
Список используемой литературы Антонов Ю. «Искусство в школе» 1996 г. №
3 Бурая Л. «Искусство в школе», 1991 г. Вендрова Т. «Музыка в школе» , 1988 г. №
3 Виноградов Л. «Искусство в школе» 1994
г. № 2 Горюнова Л. «Искусство в школе» 1996 г. Затямина Т. «Современный урок музыки» М,2007г. Зубачевская Н. «Искусство в школе» 1994
г. Клященко Н. «Искусство в школе» 1991 г.
№1 Красильникова Т. Методическое пособие
для учителей - Владимир, 1988 г. Маслова Л. «Музыка в школе» 1989 г. № 3 Осеннева М. «Искусство в школе» 1998 г.
№ 2 Пиличяускас А. «Искусство в школе» 1994
г. № 2 Психологический словарь - Москва :
Педагогика, 1983 г. Рокитянская Т. «Искусство в школе» 1996
г. № 3 Смолина Е. «Современный урок музыки»
Я,2006г. Шевчук Л. «Музыка в школе» 1990 г. № 1 Якутина О. «Музыка в школе» 1996 г. № 4
| |
Просмотров: 2115 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0 | |